Translate to English
Translate to French
Translate to German
Translate to Korean
Поблагодарить автора
Поблагодарить автора

Главное меню
Главная
Гостевая книга
Новости
Астрология и гадания
курсовая работа №1
Чат
Курсовая работа №2
курсовая работа №3
Партнеры
Игра Gold
Архив Дисков
Биография
Статья
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
moon
CURRENT MOON
 
     
 
Проблема разработки пользовательского интерфейса
Предложить материал

Разработку программного обеспечения (ПО) можно рассматривать на разных уровнях, но в любом жизнеспособность программного продукта определяется его востребованностью пользователем. На этом уровне продукт представлен только своим интерфейсом, т.е. средствами взаимодействия с пользователем. Состояние области разработки программного обеспечения таково, что утверждение о критическом положении дел здесь стало тривиальным. На упомянутом уровне суть проблемы заключается в том, что программное изделие из инструмента превращается в поработителя, подчиняя пользователя и при этом далеко не лучшим образом решая его задачи. Причина этого кроется в практически полном отсутствии  этапа проектирования интерфейса, т.е., по сути, этапа, определяющего классы пользователей, их задачи и соответствующие средства взаимодействия с будущей программой. 

Характерно, что в современных работах в области разработки ПО в целом также делается акцент на первых этапах разработки – системном анализе задачи и проектировании программного продукта[1], что позволяет рассматривать разработку интерфейса как неотъемлемую часть первых этапов разработки ПО. Благотворным следствием этого является общность подхода к проектированию и возможность использования общих языковых средств. Так, например, книги Джефа Раскина[2] и Алана Купера[3] посвящены проблемам проектирования интерфейсов, книга Л. Константайн[4]  принципам разработки ПО, книги М. Фаулера[5] и А. Леоненкова[6] – инструментарию разработки ПО; тем не менее везде делается акцент на необходимости анализа задачи и этапе проектирования и ключевые положения описываются сходным образом, и приведенный список работ может быть значительно расширен. Перечисленные источники положены в основу курса.

Характерной является и констатация факта непригодности существующего (традиционного) подхода к разработке интерфейсов (как, впрочем, и ПО в целом) и необходимости разработки новых направлений, базирующихся на принципах взаимодействия человека и компьютера исходя из интересов первого.

· Большинство существующих сегодня графических пользовательских интерфейсов изначально порочно. Их архитектура отображает архитектуру и функции операционной системы и прикладных программ, тогда как по сути своей должна базироваться на принципах взаимодействия человека и компьютера. При этом уже существующие и оправдавшие себя средства разработки интерфейсов могут служить хорошим инструментом.

Принципы и приемы, рассматриваемые далее, применимы к широкому кругу продуктов:

w      операционные системы;

w      прикладное программное обеспечение;

w      веб-сайты;

w      отдельные устройства для работы с информацией,  такие как планшеты, КПК и др.

· На сегодня принципы разработки хороших интерфейсов не являются общеизвестными. Однако актуальность вопроса об их изучении затемняется тем, что за два с лишним десятилетия сложились некие традиции, положенные в основу руководств и стандартов, и созданы средства, позволяющие быстро создавать разнообразные интерфейсы.

К сожалению, впечатление благополучности ситуации ошибочно, что становится все более очевидным. Разработка интерфейсов изначально была ориентирована неверно – на отображение всех возможных функций программного продукта, т.е. того, что программа может сделать, а не на то, что нужно для решения некоторого класса задач. До определенных пор такое положение дел, когда пользователь шел на поводу у программы, воспринималось как должное. Однако в итоге уровень сложности интерфейсов стал неоправданно высоким с точки зрения как технологической, так и логической необходимости. Отменным примером является и любимый (без кавычек) автором Microsoft Word, в котором так и не удалось освоить создание документов со сложной структурой и который, будучи запущенным в лекционной аудитории и с ходу выдавая ошибку, не оставляет иного выхода, кроме тычков с плохо предсказуемым результатом в различные элементы интерфейса. Выбранное направление разработки интерфейсов оказалось неверным. Требуется более глубокое изучение проблемы взаимодействия «человек – компьютер», осознание места и значения этапа проектирования интерфейсов и применение при их разработке соответствующих положений.

·  Проблема разработки таких интерфейсов пока не решена. В то же время взаимодействие между одним человеком и одной системой лежит в основе взаимодействия любого количества пользователей.



[1] См. материал курса «Технология разработки программного обеспечения»

[2] Джеф Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем. – СПб – Москва: Символ, 2005. – 268 с

[3] Алан Купер. Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. СПб – М.: Символ, 2005. – 328 с.

[4] Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. – СПб – М.: Питер, 2004. – 592 с.

[5] Мартин Фаулер. UML. Основы, 3-е издание. – СПб: Символ-плюс, 2004. – 192 с

[6] Леоненков А.В. Самоучитель UML. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: БХВ-Петербург, 2004. – 432 с.

Оглавление Назад

 

 
 
 

[info]я snowwite_tiger.Давай поболтаем